Логика|Формы абстрактного мышления|Понятие|Решение логических задач|

Логика

Понятие

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

  • Река Волга – понятие, отражающее отдельный предмет.
  • Понятие выражается одним словом: стол, балкон
  • Понятие выражается словосочетанием: популярная певица, стихийное бедствие

Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить данный предмет от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Каждое понятие в мышлении человека приобретает устойчивость и определенность, благодаря тому или иному слову (термину). Слово как бы замещает понятие в речи и в мышлении.

    Рассмотрим следующие примеры:
  1. Единичные понятия: самая высокая гора в Европе, этот стол, Москва и т.д.
  2. Общие понятия: красота, металл, доброта, глупость, лес, коллектив и т.д.
  3. Абстрактные понятия: вес, жесткость, цвет, вселенная, человечество и т.д.
  4. Конкретные понятия: круг, дом, пламя, битва и т.д.
    Задание 1.Рядом с названием предмета перечислены его признаки. Какие из них являются существенными для данного предмета? Запишите их в «Блокнот».
  • А) Ученик - высокий; умный; одет в форму; на спине - ранец; посещает школу; любит книги; много знает; овладевает знаниями; учится; веселый.
  • Б) Ромашка - полевой цветок; имеет белые лепестки и желтую середину; лекарственное растение; неприхотливый цветок; цветок, растущий у дороги.
  • Проверь себя

Любое понятие характеризуется содержанием и объемом.

Содержание понятия - совокупность (множество) его признаков. Среди признаков предмета есть существенные и второстепенные. Содержание понятия может меняться в зависимости от знаний, от точки зрения и т.д. Например, для обычного человека содержанием понятия "вода" являются следующие ее признаки: прозрачная, жидкая, безвкусная, ее пьют, утоляя жажду. Для химика вода - вещество, содержащее водород и кислород, компонент многих реакций.

Объем понятия - множество предметов, к которым прилагается понятие.

Например, объем понятия "четырехугольник": параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция. Между объемом и содержанием понятия существует важное соотношение: при увеличении содержания понятия уменьшается его объем и наоборот.

Задание 2. Напиши в «Блокноте» какое слово лишнее и почему: дорога, шоссе, тропинка, путь?Проверь себя

Задание 3.Назовите несколько предметов, которые имеют шкалу с делениями.Проверь себя

Отношения между понятиями.

Отношения между понятиями могут быть представлены следующей схемой:

    Примеры:
  • Понятия "Байкал" и "самое большое пресноводное озеро" совместимые и тождественные.
  • Для несовместимых понятий "груша" и "яблоко" есть их объединяющее понятие: фрукты.
  • Понятия "белый" и "не белый" - несовместимые и противоречивые.
  • Понятия "дождь" и "врач" - несравнимые, так как для них нет ближайшего объединяющего понятия.

Задание 4. Придумайте и запишите в "Блокнот" свои примеры, иллюстрирующие отношения между понятиями.Проверь себя

Задание 5.Расположите и запишите понятия в порядке расширения их объемов: насекомое, живое существо, комар.Проверь себя

Очень многие логические задачи внешне похожи на обычные арифметические задачи, знакомые вам по учебникам математики. Это благодаря тому, что наука математика использует законы логики как важнейший свой инструмент.

Но логические задачи решаются, как правило, без сложных математических выкладок.

Задание 6.Расположите и запишите понятия в порядке убывания их объемов: бриллиант, минерал, драгоценный камень.Проверь себя

Определение понятия.

Когда мы произносим новое для окружающих нас людей слово и хотим, чтобы они нас поняли, мы должны раскрыть содержание понятия, соответствующего этому слову, то есть перечислить признаки, которыми обладает данное понятие. Перечисляя признаки понятия, мы даем ему определение.

Определение понятия - совокупность признаков понятия.

Таким образом, давая понятию определение, мы раскрываем его содержание.

По своему содержанию понятия могут быть простыми и сложными.

Простыми называются понятия, которые нельзя определить, например, "точка", "равенство", "тяжесть" и др.

Понятия, которые имеют много признаков и могут быть определены, называются сложными.

Обычно неудобно перечислять большое количество признаков понятия. Чтобы избежать этого, принято строить определение по следующей схеме: ТЕРМИН = РОД + ВИДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ

Определение должно быть соразмерным - видовых отличий должно быть достаточно для выделения понятия из его рода. Определение не должно делать круга, то есть нельзя определять понятие с помощью такого понятия, которое само может быть понято именно через определяемое понятие. В определении нужно указывать только те признаки, которые существенны для данного понятия. Нельзя использовать двусмысленные или малопонятные выражения.

    Создавать строгие определения и пользоваться ими не всегда удобно и целесообразно. Существуют другие способы усвоения понятия, заменяющее определение:
  • а) указание - знакомство с предметом непосредственно. Например, "Это стул".
  • б) указание типа "тот, который". Например, "Автор книги "Дети капитана Гранта"".
  • в) описание. Например, описание уголка природы.
  • г) характеристика - информация об исключительных особенностях, выдающихся признаках предмета или явления. Например, "Глагол - признак действия".
  • д) сравнение - знакомство с понятием при помощи его сравнения его с другими, сходными. Например, "Лев - царь зверей".
  • е) различие - указание различий, которые существуют между известными и неизвестными понятиями. Например, понятие "невежество" отличается от понятия "неграмотность" тем, что предполагает отсутствие элементарных знаний во многих областях.

Задание 7.В данном определении назовите термин, род, видовые отличия: Часть суши, со всех сторон ограниченная водой, называется островом.Проверь себя

Задание 8.Заполните пропуски в предложении: Шофер - это ..., который....Проверь себя

Деление понятий.

Определение раскрывает содержания понятия. Для раскрытия объема понятия используется деление понятия, при котором указывают все объекты, совокупность которых составляет объем данного понятия.

Например, понятие "существительные" делится на существительные женского рода, существительные мужского рода, существительные среднего рода.

Понятие, объем которого раскрывается, называется делимым, а те виды, которые получаются при делении, называются членами деления.

При делении важно обратить внимание на те признаки, которыми обладают одни признаки, которыми обладают одни члены деления и не обладают другие.

Тот признак, который позволяет осуществить деление, называется основанием деления.

Если члены деления, не пересекаясь, заполняют весь объем понятия, то деление считают исчерпывающим.

    При делении понятий нужно пользоваться следующими правилами:

  • Деление должно быть соразмерно, то есть объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления, иначе деление будет неполным или будет содержать лишние члены.
  • Деление должно производиться по одному основанию.
  • Деление должно быть непрерывным, последовательным, без скачков.

    Пример 1.Деление деревьев на березы и сосны - неполное, так бывают и другие деревья. Деление людей на добрых и злых - ошибочное, так как есть люди, которых нельзя назвать ни добрыми и ни злыми.

    Пример 2.Деление понятия "буква" на "прописные" и "гласные" – ошибочно. Использовано два основания деления.

    Задание 9. Разделите на группы слова: метро, тарелка, ветер, голос, топор, слива, мастер, полотер, чашка, четыре, квадрат, тетрадь. Какое основание для деления вы приняли?Проверь себя

    Задание 10. Перечислите все известные вам виды понятия "учебное заведение" и запишите их в «Блокнот».Проверь себя

    Классификация понятия.

    Когда людям приходится оперировать множеством понятий, приходится разбивать его на подмножества, то есть классифицировать.

    Классификация - разделение некоторого множества понятий на классы.

      Выполнение классификации производится по следующему алгоритму:

  • Выбор основания классификации.
  • Деление на классы по выбранному (заданному) основанию.
  • Описание каждого класса.
  • Проверка выполнения классификации.
      Пример. Даны слова: город, ландыш, порт, пират, соль, канал, пихта, собака, стул. Требуется разбить их на три группы.
    1. Выберем основание для классификации: число букв в слове.
    2. Распределим слова на группы:
    3. Опишем классы: в первом - слова, состоящие из 6 букв, во втором - из 5 букв, в третьем - из 4 букв.
    4. Нарушений правил деления нет, так как использованы все предложенные слова - деление полное; деление выполнено по одному основанию - число букв; деление непрерывно.

    Задание 11.При изучении каких наук вам пришлось встретиться с классификациями?Проверь себя

    Признаки предмета

      Задание 12.Найди закономерность и запиши в «Блокнот» лишнее слово.
    • А) петрушка, Петя, Костя, петушок, правда, помидоры, Полина;
    • Б) волк, заяц, двор, куст, гриб;
    • Проверь себя
      Задание 13.Найди закономерность, продолжи ряд и запиши его в «Блокнот».
    • А) а, в, д, ё, з, …
    • Б) 2, 4, 6, 8, …
    • Проверь себя
      Задание 14.Запиши в «Блокнот» чем отличается:
    • а) квадрат от прямоугольника;
    • б) указка от карандаша;
    • в) окно от двери.
    • Проверь себя

    Задание 15.Найди пять отличий.

  • Разработчица:
    ученица 10 А класса школы №87
    Калеменева Дарья.
    E-mail:
    masya_dasya@mail.ru
    Логика|Формы абстрактного мышления|Понятие|Решение логических задач|
    Сайт управляется системой uCoz